Российская газета,
5 июля 2002 г.
Сам себе ГИБДД
775 просмотров
Итак, с 1 июля сотрудники ГИБДД перестали выдавать справки по форме номер 2. (Эта форма была установлена еще в 1988 году). В справке излагались обстоятельства и вид ДТП, указывались транспортные средства и лица, участвовавшие в аварии, в каком состоянии они во время нее находились. В документе также говорилось о том, кто виновен в инциденте.
На основании этой справки страховые компании делали вывод, во-первых, о наступлении страхового случая, во-вторых, они получали возможность взыскивать средства с причинившего вред автовладельца, в том случае если его транспортное средство не было застрахованным. Теперь, по новому закону, сотрудники Госавтоинспекции не занимаются определением виновных в ДТП и не оформляют материальный ущерб. Все это перешло в ведомство судов. В соответствии с пятой статьей закона о введении в действие нового кодекса инспектора не вправе рассматривать ситуации, не являющиеся административными нарушениями, более того, они также лишены права принимать решение о виновнике ДТП. Как же теперь будет оформляться ДТП? Как нам пояснили в Главном управлении ГИБДД МВД России, приезжает инспектор и оформляет сам факт происшествия. Если административное нарушение очевидно, инспектор оформляет протокол о нем. Словом, все как обычно, с той лишь разницей, что теперь в протоколе не указывается, что вследствие нарушения произошло ДТП, ведь виновника последнего должен определить суд. Даже при оформлении протокола права не будут задерживаться (кроме тех случаев, когда один из водителей, например, явно пьян). Далее уже суд на основании документов и технической экспертизы, представленных сотрудниками ГИБДД, рассматривает дело в гражданском порядке и принимает решение, кого назначить виновным, как его наказать и кто, кому, чего должен компенсировать. Чем это грозит автовладельцу? Да тем, что получение денег с виновника аварии растянется на годы. То же самое касается не только автовладельцев. Не меньше времени потребуется муниципалитетам для того, чтобы взыскать за сбитый столб или дерево, дорожникам — за, скажем, снесенный светофор, коммерсантам — за сбитый ларек, а также пешеходу — за лечение. Страхование гражданской ответственности и "каско" в данном случае не помогут ускорить процесс. Ведь большинству страховщиков требуется справка от ГИБДД с указанием виновника (так называемая форма № 2). Просто справка о случившемся не спасет: одно дело проводить выплаты по гражданской ответственности и совсем другое — по "каско". Почему все так славно получилось? Дело в том, что предполагалось, что Закон об обязательном страховании гражданской ответственности будет принят раньше нового кодекса. По всей видимости, законодатели на это и рассчитывали. В нем в статье 12 рассматривается механизм урегулирования возмещения материального ущерба при помощи независимых экспертов. Однако принять раньше кодекса его приняли, а вот вступает в силу он лишь с 1 июля следующего года. То есть впереди целый год правового вакуума и "полная свобода" от материальной ответственности. Скорее всего, теперь как грибы начнут расти фирмы, которые занимаются "вытрясанием долгов", проще говоря, бандиты. Во всяком случае этот способ возмещения ущерба более быстрый, нежели суд, правда, и более дорогой. По сути для рэкета открываются новые горизонты. Тем же, кто посчитает этот метод решения проблем слишком радикальным, остается посоветовать попробовать самим на месте происшествия собрать данные для суда. То есть привлечь свидетелей, взять их координаты, зафиксировать на бумаге ситуацию и список повреждений. В общем, сам себе следователь.
Комментарии
Владимир Гурвич: А может, виновника и не было?
О том, как действовать в этой непростой ситуации, мы попросили рассказать Дмитрия Кулинченко, руководителя департамента клиентского обслуживания одной московской страховой компании.
— Справка по форме № 2 сильно упрощала взаимоотношения сторон вечного треугольника: страховой компании — клиента — ГИБДД. Теперь положение осложняется, и мы сейчас вынуждены просить клиентов предоставлять нам хоть какие-то документы, которые бы подтверждали, что произошло страховое событие. Если раньше дорожная служба устанавливала виновника аварии, то теперь это право перешло к суду. А потому информацию о том, что произошло, мы можем получить только от него. В связи с этим придется корректировать договоры страхования. Но это весьма отдаленная перспектива. А что же делать сейчас? Давайте рассмотрим такую вполне реальную ситуацию. Одна машина застрахована в СК, а другая — не застрахована, и между ними происходит столкновение. Водитель незастрахованного автомобиля разбивает застрахованный. За застрахованную машину платит СК. Но виновник инцидента — владелец второго транспортного средства — должен был бы заплатить деньги другому водителю за ремонт, не будь у него страховки. Но последнему возмещает ущерб СК, она несет в связи с этим убытки. Теперь отсутствие справки по форме № 2 не позволяет страховщикам предъявлять претензии автору ДТП. Если не будет найдено решение, адекватное возникшей ситуации, то это приведет к росту тарифов. Сейчас многим СК, скорей всего, удастся быстро сориентироваться, и они смогут принимать решения о том, наступил ли страховой случай или нет, на основании справки по форме 12, а также по копии протокола об административном правонарушении, который составляется на месте ДТП. Кстати, именно этот документ и станет базовым для принятия решения судом. Кроме того, автовладельцу нужно будет предоставлять в СК схему самого происшествия, а также объяснения участников инцидентов. Если весь этот пакет получит страховая компания, то, на мой взгляд, его содержания вполне достаточно для определения факта наступления страхового случая и для обращения взыскания к третьему лицу. Что же касается непосредственно страхового возмещения по договору страхования, то здесь все зависит от позиции СК. В принципе такое решение она принять может. Но тут надо учитывать одно обстоятельство. Во время судебного разбирательства могут быть выяснены дополнительные факты, в частности, что водитель вел автомобиль в нетрезвом состоянии. Понятно, что в этом случае никаких страховых выплат ему не положено. И если он их уже получил, то СК имеет право потребовать возврата денег. А при отказе — подать в суд на этого человека. Сейчас промежуток между ДТП и получением страховки составляет в среднем от 10 до 30 дней в зависимости от того, как будут предоставлены необходимые документы. Как увеличится этот срок, я сказать не могу. Могу сослаться на опыт соседней страны; на Украине уже довольно давно у дорожно-автомобильной инспекции (ДАИ) отнято право по определению виновника аварий. Все материалы раз в неделю по ДТП ДАИ передает в суд. Там, как и у нас, считается, что таким образом ставится заслон от злоупотреблений работников дорожной милиции, а суд выносит более объективное, а значит, и более честное решение. В то же время по нашему прогнозу возможность для злоупотреблений у гаишников может даже возрасти. Дело все в том, что среди страховщиков есть такое понятие — повреждение транспортного средства в результате столкновения с неустановленным транспортным средством. То есть официально считается, что вторая машина скрылась с места ДТП. Доля таких заявлений в СК колеблется от 15 до 30 процентов. Зачастую же машина "исчезает" с помощью взяток. Инспектор предлагает участникам ДТП решить вопрос полюбовно и выдает справку о том, что второй участник инцидента находится в розыске. И велика вероятность, что количество таких случаев будет расти, так как пострадавшие захотят ускорить процедуру прохождения всех формальностей для получения страховки.
БАРШЕВ В.
Вся пресса за 5 июля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Выплаты, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 сентября 2025 г.

|
|
Банковское обозрение, 26 сентября 2025 г.
Очевидное в своей неочевидности

|
|
мвд.рф, 26 сентября 2025 г.
Следственной частью ГУ МВД России по СКФО возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств за якобы оказанные медицинские услуги по системе обязательного медицинского страхования

|
|
ТАСС, 26 сентября 2025 г.
В Ингушетии завели дело за мошенничество в сфере медстрахования

|
|
Парламентская газета, 26 сентября 2025 г.
Регионам предлагают дать право передачи функции частных страховых в ОМС

|
|
Интерфакс, 26 сентября 2025 г.
Четверо подозреваемых задержаны в Ингушетии по делу о хищении 120 млн рублей

|
|
Тюменская линия, 26 сентября 2025 г.
Аграрии Тюменской области застраховали 160 тысяч гектаров сельхозкультур в 2025 году

|
|
Реальное время, Казань, 26 сентября 2025 г.
Количество заявлений по европротоколу в Татарстане вошло в топ-10 регионов России

|
|
Российская газета онлайн, 26 сентября 2025 г.
Суд отказал в выплате по ОСАГО компании за столкновение двух ее автомобилей

|
|
Финмаркет, 26 сентября 2025 г.
Доля европротокола в общем числе заявлений по ОСАГО превысила 41%

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 26 сентября 2025 г.
После катастроф в 2024 году Польша понесла рекордные потери. Они обойдутся страховому сектору в $1 млрд

|
|
Деловой квартал-Нижний Новгород, 26 сентября 2025 г.
В Нижегородской области продажи страховых автополисов выросли на 13%

|
|
Подмосковье сегодня, 26 сентября 2025 г.
Омбудсмен Подмосковья разъяснила начисления на добровольное страхование при оплате ЖКУ

|
|
Финмаркет, 26 сентября 2025 г.
Тарифы по страхованию урожая с господдержкой в РФ снизились за несколько лет на 48% и 17% по двум ключевым программам

|
|
ТАСС, 26 сентября 2025 г.
В ГД внесут законопроект о праве передавать функции частных страховых в ОМС

|
|
Авторадио, 26 сентября 2025 г.
Пожилые россияне стали чаще попадать в ДТП

|
|
Коммерсантъ, приложение, 26 сентября 2025 г.
Без водителя, но с полисом

|
|
МК в Мурманске, 26 сентября 2025 г.
В Печенгском районе суд заставил виновника ДТП вернуть страховщикам полмиллиона рублей

|
 Остальные материалы за 26 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|